Уже в прошлом веке франчайзинг достаточно успешно начал свое завоевания мирого рынка, при этом, став достаточно популярной сферой развития малого и среднего бизнеса, как во всем мире, так и в странах бывшего соцлагеря. Согласно проведенной статистики – более сорока процентов товарооборота в США составляют именно франшизы, в том числе и интернет магазина.
А так же, процент закрытия бизнеса, начатого по выше предложенной схеме, значительно ниже, чем индивидульного бизнеса. Так же было замечено, что в данном случае, крупные фирмы еще больше развиваются, а мелкие поднимаются. Но всегда есть некоторые отрицательные стороны, «ложка дегтя в бочке меда».
Дело в том, что российская и американская франшиза – это две большие разницы. И не маловажную роль, к сожалению отрицательную, здесь играет информационная закрытость франчайзинга. Как и в США, в нашей стране данный вид комерческой деятельности отличает наиболее популярные сферы применения.
К ним можно отнести магазин обуви, одежды, косметические средства, фаст-фуды, автодело, разного рода услуги и т.п. Так же, одной из негативных сторон российского франчайзинга является его молодость и новизна. На просторах нашего коммерческого рынка подобный вид деятельности является еще довольно необычным.
В чем очень отличается американская франшиза, которая, как правило, максимально доступна и обыденна. Благодаря тому, что порядок оформления документации, консультации и обучение, предоставление разного рода информации и т.п. – все это развито на государственном уровне и уже имеет массу положительных и долгоживущих примеров таких как магазины детской одежды, например.
Кроме этого, именно для этого в Америке был создан циркуляр UFOC (Uniform Franchise Offering Circular). Благодаря чему, все фирмы-франчайзеры предлагают наиболее прозрачную информацию о своей франшизе. Другими словами, есть из чего выбрать и к чему приложить весь свой талант и усилия.
Этот документ стал довольно жестким инструментом по регуляции комерческой политики в США. Его появление стало возможным, из-за большого колличества обманов в этой сфере бизнес-отношений. Российская, в отличие от американской франшизы, до сих пор не имеет конкретно утвержденных стандартов.
Это связано с тем, что каждая американская и европейская компания-франчайзер имеет только свое мнение как вести бизнес в своей сфере деятельности. И потому, каждая российская франшиза – это своего рода суммарный опыт нескольих предпринимателей, в основе, которого, не содержется какая-либо конкретная законодательная база.
Но как бы то не было, данный вид коммерческой деятельности достаточно успешно развивается в нашей стране и стал уже популярным и достаточно успешным среди многих предпринимателей. Тут главное не ошибиться и очень внимательно изучить договор, желательно с юристом, который понимает и знает все «подводные камни».